вторник, 22 августа 2017 г.

            
                 ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ
        В ФИЛОСОФИИ АБУ АЛИ ИБН СИНЫ 


   Всемирный Совет Мира в своём обращении 1951г., призывая народы праздновать тысячелетие (по лунному летоисчислению) со дня рождения Абу Али Ибн Сины, отметил, что вся деятельность его «была основана на требованиях истины и разума».
  «У народов, - говорилось в обращении, - есть общее достояние, каким являются великие произведения науки, литературы и искусства, сохраняющие в течении веков отпечаток гения. Это культурное наследие является для человечества неиссякаемым источником. Оно позволяет лучшим людям различных эпох узнавать друг друга, улавливать в настоящем связующую их нить. Оно открывает перед ними перспективы всеобщего согласия и понимания. Ибн Сина благодаря значению его творчества и трудов принадлежит всему человечеству»
  Почетнейшие титулы сопровождали имя Ибн Сины на протяжении многих столетий: на Востке шейх ар-раис - «Глава ученых», «Доказательство истины». На Западе - «Князь философов» и «Князь врачей». Титулы эти — дань глубокого уважения, признание заслуг и огромной роли Ибн Сины в науке, в мировой культуре.
   Гениальный труд Ибн Сины «Канон врачебной науки» - колоссальный свод медицинских знаний представляет собой одну из вех на пути развития подлинных идей гуманизма, связанных с борьбой за охрану здоровья человека.
  Трудно перечислить области знания, в которых Ибн Сина оставил свои труды, - легче перечислить те, которых он не касался. В астрономии и физике, химии и зоологии, геологии и географии, кроме того в поэзии и музыке — всюду Ибн Сина оставил заметный след.
  Знаменитая формула «Я мыслю — следовательно существую» была задолго до Р. Декарта высказана Ибн Синой в его труде «Ишарат».
  ВЫСОКИЕ БАШНИ ИЗМЕРЯЮТСЯ ДЛИНОЙ ИХ ТЕНИ, ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ — ЧИСЛОМ ИХ ЗАВИСТНИКОВ — ГОВОРИТ ПОСЛОВИЦА ВОСТОКА.
  Философия в понимании Ибн Сины — это совокупность наук, человеческая мудрость, с помощью которых познается вся полнота бытия. Философия объединяет теоретическую философию, цель которой познание истины, с основанной на ней практической философией цель которой — достижение блага.
  По учению Ибн Сины, разум человека — это активная творческая сила, инструмент познания Вселенной. Разум человека не знает пределов. Он может познать всё.
  Познание основано на восприятии образа вещи, существующей вне и независимо от познающего объекта и запечатлевающей свою сущность в познающем сознании.
  Понятие — это отражение в человеческом уме реальной действительности. Поэтому материальный мир, отдельные вещи предшествуют понятиям.
  Разум человека обладает способностью приобретать знания, понятия о внешнем мире.
  Это путь познания истины. В истине отражается сущность предметов, вещей.
  В познании истины, говорит Ибн Сина, огромная роль принадлежит логике.
  Верной и плодотворной оказалась сама мысль Ибн Сины о взаимной зависимости процессов в человеческом теле, о динамических взаимоотношениях, о возможности систематизировать эти отношения.
  Последовательно проводится мысль о предохранении организма от заболеваний, о роли физических упражнений в укреплении здоровья.
  Основа искусства сохранения здоровья, по мнению Ибн Сины, состоит в соблюдении соразмерности причин, влияющих на здоровье. «Мы говорим, что основное в искусстве сохранения здоровья — это есть уравновешивание необходимых общих факторов.
  Основное внимание нужно уделять уравновешиванию семи факторов.

                                    Они суть:
      1) уравновешенность натуры;
      2) выбор пищи;
      3) очистка тела от излишков;
      4) сохранение правильного телосложения;
      5) улучшение того, что вдыхается через нос;
      6) приспособление одежды;
      7) уравновешенность физического и душевного движения.

   Ибн Сина знаток музыки, оставивший несколько трудов о музыке, сказался в замечании о том, что пульс имеет музыкальную природу. В теорию музыки им сделан самый большой вклад после Фараби, музыке посвящен особый раздел в «Книге исцеления».
  СОХРАНИЛОСЬ ПРЕДАНИЕ, ЧТО ИБН СИНА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ПОЭТОМ ХОСРОВОМ СКОНСТРУИРОВАЛ СМЫЧКОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ — ГИДЖАК, ПРИМЕНЯЕМЫЙ И ПОНЫНЕ.
  Лёгкая пища больше сохраняет здоровье, но менее поддерживает силу и крепость, а тяжелая пища наоборот.
  Кто нуждается в укреплении тела, тот должен принимать пищу с сильным химусом, при этом надо выжидать сильного чувства голода и затем есть понемногу, чтобы пища лучше переварилась.
  Люди, которые занимаются физическими упражнениями и много работают, легче переносят тяжелую пищу.
  Если заниматься физическими упражнениями, утверждает Ибн Сина, то не будет нужды в употреблении лекарств.
  Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движения, привлекающего в органы прирожденный дух, являющийся для каждого органа орудием жизни...   
        
                                      А. Н. Бакута  
                                       провизор 
                                      22.08.2017  

Комментариев нет:

Отправить комментарий