ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ
В ФИЛОСОФИИ АБУ АЛИ ИБН
СИНЫ
Всемирный Совет Мира в своём обращении
1951г., призывая народы праздновать тысячелетие (по лунному летоисчислению) со
дня рождения Абу Али Ибн Сины, отметил, что вся деятельность его «была основана
на требованиях истины и разума».
«У народов, - говорилось в обращении, - есть
общее достояние, каким являются великие произведения науки, литературы и
искусства, сохраняющие в течении веков отпечаток гения. Это культурное наследие
является для человечества неиссякаемым источником. Оно позволяет лучшим людям различных
эпох узнавать друг друга, улавливать в настоящем связующую их нить. Оно
открывает перед ними перспективы всеобщего согласия и понимания. Ибн Сина
благодаря значению его творчества и трудов принадлежит всему человечеству»
Почетнейшие титулы сопровождали имя Ибн Сины
на протяжении многих столетий: на Востке шейх ар-раис - «Глава ученых»,
«Доказательство истины». На Западе - «Князь философов» и «Князь врачей». Титулы
эти — дань глубокого уважения, признание заслуг и огромной роли Ибн Сины в
науке, в мировой культуре.
Гениальный труд Ибн Сины «Канон врачебной
науки» - колоссальный свод медицинских знаний представляет собой одну из вех на
пути развития подлинных идей гуманизма, связанных с борьбой за охрану здоровья
человека.
Трудно перечислить области знания, в которых
Ибн Сина оставил свои труды, - легче перечислить те, которых он не касался. В
астрономии и физике, химии и зоологии, геологии и географии, кроме того в
поэзии и музыке — всюду Ибн Сина оставил заметный след.
Знаменитая формула «Я мыслю — следовательно
существую» была задолго до Р. Декарта высказана Ибн Синой в его труде «Ишарат».
ВЫСОКИЕ БАШНИ ИЗМЕРЯЮТСЯ ДЛИНОЙ ИХ ТЕНИ,
ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ — ЧИСЛОМ ИХ ЗАВИСТНИКОВ — ГОВОРИТ ПОСЛОВИЦА ВОСТОКА.
Философия в понимании Ибн Сины — это совокупность
наук, человеческая мудрость, с помощью которых познается вся полнота бытия.
Философия объединяет теоретическую философию, цель которой познание истины, с
основанной на ней практической философией цель которой — достижение блага.
По учению Ибн Сины, разум человека — это
активная творческая сила, инструмент познания Вселенной. Разум человека не
знает пределов. Он может познать всё.
Познание основано на восприятии образа вещи,
существующей вне и независимо от познающего объекта и запечатлевающей свою
сущность в познающем сознании.
Понятие — это отражение в человеческом уме
реальной действительности. Поэтому материальный мир, отдельные вещи
предшествуют понятиям.
Разум человека обладает способностью
приобретать знания, понятия о внешнем мире.
Это путь познания истины. В истине отражается
сущность предметов, вещей.
В познании истины, говорит Ибн Сина, огромная
роль принадлежит логике.
Верной и плодотворной оказалась сама мысль
Ибн Сины о взаимной зависимости процессов в человеческом теле, о динамических
взаимоотношениях, о возможности систематизировать эти отношения.
Последовательно проводится мысль о
предохранении организма от заболеваний, о роли физических упражнений в
укреплении здоровья.
Основа искусства сохранения здоровья, по
мнению Ибн Сины, состоит в соблюдении соразмерности причин, влияющих на
здоровье. «Мы говорим, что основное в искусстве сохранения здоровья — это есть
уравновешивание необходимых общих факторов.
Основное внимание нужно уделять
уравновешиванию семи факторов.
Они суть:
1) уравновешенность натуры;
2) выбор пищи;
3) очистка тела от излишков;
4) сохранение правильного телосложения;
5) улучшение того, что вдыхается через
нос;
6) приспособление одежды;
7) уравновешенность физического и
душевного движения.
Ибн Сина знаток музыки, оставивший несколько
трудов о музыке, сказался в замечании о том, что пульс имеет музыкальную
природу. В теорию музыки им сделан самый большой вклад после Фараби, музыке
посвящен особый раздел в «Книге исцеления».
СОХРАНИЛОСЬ ПРЕДАНИЕ, ЧТО ИБН СИНА В
СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ПОЭТОМ ХОСРОВОМ СКОНСТРУИРОВАЛ СМЫЧКОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ — ГИДЖАК,
ПРИМЕНЯЕМЫЙ И ПОНЫНЕ.
Лёгкая пища больше сохраняет здоровье, но
менее поддерживает силу и крепость, а тяжелая пища наоборот.
Кто нуждается в укреплении тела, тот должен
принимать пищу с сильным химусом, при этом надо выжидать сильного чувства
голода и затем есть понемногу, чтобы пища лучше переварилась.
Люди, которые занимаются физическими
упражнениями и много работают, легче переносят тяжелую пищу.
Если заниматься физическими упражнениями,
утверждает Ибн Сина, то не будет нужды в употреблении лекарств.
Бросивший заниматься физическими упражнениями
часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движения,
привлекающего в органы прирожденный дух, являющийся для каждого органа орудием
жизни...
А. Н. Бакута
провизор
22.08.2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий