четверг, 31 августа 2017 г.

                             
                КТО Я — САТИР ИЛИ ЧЕЛОВЕК?


                  «Душа озаряется познанием с помощью которого
                      можно увидеть ясно глубоко скрытые вещи»

                                                       XXI  ВЕК

  Человек всё больше и больше покоряет природу, изобретает всё более и более новые виды орудия самоуничтожения, он всё ещё стоит на пороге понимания причин, мотивирующих его собственные поступки.
  Необходимо учитывать, что поведение человека определено и в большей степени завуалировано той культурой, к которой он принадлежит по своему рождению. Человек учится познавать себя.
  «Одна из причин скуки — состоит в контрасте с обстоятельствами настоящего времени, и другими более приятными, которые представляют нам в нашем воображении»   
 /БЕРТРАН РАССЕЛ/
  1863 году  ТОМАС ГЕКСЛИ писал в своей книге «Место человека в природе»
  «Наше уважение к благородной природе человеческой не уменьшается от познания что по строению своему человек тождественен со зверьми; ибо он один одарен дивной способностью осмысленной речи посредством которой в течении долгих веков бытия медленно скопил и привел в порядок запас опыта почти совершенно утраченного другими животными со смертью каждой особи;
  далеко высится над своими смиренными собратьями и его грубая природа уже преобразилась от того что ему удается по временам отразить на себе луч неисчерпаемого источника истины»
  Или, как более кратко сказал Г. У. КОРНЕР:
  «В конце концов, если он обезьяна, то единственная из всех, которая обсуждает какой именно обезьяной он является».
   Никто не будет оспаривать, что поведение человека во многом обусловлено той культурой, в которой он родился, что в результате образования, общественной наследственности, он мыслит, ведёт себя и совершает действия, которые в течении многих поколений считались правильными.
  Однако способности человека учиться у других, учиться на собственном опыте и модифицировать свои поступки таким образом, чтобы они соответствовали набору уже существующих правил, это лишь маскирует врожденные качества его поведения.
  Где же разница между гориллой и человеком? 
  Кто я — сатир или человек?
  Скажите мне, если можете и определите моё место среди других. Кто я — человек в обличии обезьяны, человекообразная обезьяна или просто обезьянка потерявшая хвост?
  Ключ к разгадке назначения и причин поведения надо искать в ситуациях его вызывающих.
  «Опасно позволить человеку увидеть сколь близко он напоминает зверя, если одновременно не указать ему, как он велик»
   /ПАСКАЛЬ/
  Огромное сходство в строении тела между человеком и человекообразной обезьяной неоднократно отмечалось со времен ЛИННЕЯ  и ДАРВИНА, они относили их даже к подсемейству человекоподобных (HOMINOIDEA).
  У человека сохранилось ещё много инстинктов; один из самых примечательных и своеобразных — это способность улыбаться в месячном возрасте, если щекотать уголок его рта или когда он слышит различные звуки.
  На втором месяце жизни улыбающееся лицо вызовет у него улыбку.
  Реакция ребенка вызывает ответную улыбку у матери, что поощряет ребёнка вновь улыбаться.
  Этот самоподкрепляющий механизм очень важен для установления общения — связи между матерью и ребёнком.
  Даже слепорожденные дети улыбаются в ответ на некоторые раздражители.
  Улыбка как важный элемент общения свойственна только человеку, однако многие другие врожденные типы поведения общи и для человека и для человекообразных обезьян.
  И человек и человекообразные обезьяны произошли от общих предков — примитивных антропоидов.
  Потомки антропоидов разделились на две ветви: от одной произошли человекообразные обезьяны, а от другой человек.
  Процесс эволюции свидетельствует, что человек стал человеком путем постепенного накопления определенных качеств, но его физический и умственный облик несет на себе печать его происхождения.
  Именно большое сходство между человекообразными обезьянами и человеком послужило причиной того, что ученые и философы многие годы искали основные важные черты и различия между ними, более существенные чем незначительное анатомическое несходство.
  Знаменитый французский натуралист ДЮФФОН превознося умственные способности человека и преуменьшая умственные способности обезьяны писал в 1791 году «Орангутан есть животное подобное человеку и внешне и внутренне. Он обладает человеческим разумом в той мере, какая доступна животному существу, живущему без благотворного влияния науки и всяческих удобств; характера он мягкого, кроткого и доброго, он обладает чувствами, свойственными человеку как, например, чувством скромности, чести и справедливости, способен на любовь и дружбу. Эти чувства бывают в нём так сильны, что не может пережить смерть друга и умирает вслед за ним. Живут орангутаны не в одиночку, а вместе с другими; им знакомы некоторые удобства жизни — строят хижины, пользуются искусственным орудием для защиты и нападения а именно палкой (битой), чего никакое другое животное, являющееся не более чем зверем делать не умеет... существуют у них видимо и другие порядки; есть у них и свои обычаи, например погребение умерших».
  Антрополог ОУКЛИ писал: «Возможно есть градации между двумя крайностями, перцептивным (воспринимающим) мышлением у обезьян и умозрительным у человека.
  Необходимо подчеркнуть разницу между ними, потому что способность человекообразных обезьян иногда создавать орудия производит настолько сильное впечатление, что возникает опасность приуменьшить пропасть между качеством мышления».
  Всем известно, что человек до сего времени не научился проявлять сострадание к своим собственным собратьям.
  На свете существует мало людей, к которым относился бы с большим уважением.
  Облик гориллы производит сильнейшее впечатление. Гориллы кажутся несколько недоразвитыми людьми, коротконогими, запутанными в меховые шубы.
  Жесты горилл, других человекообразных обезьян, положения, которые принимают их тела, напоминают скорее человека, чем низших обезьян.
  Поведение человека в конфликтных ситуациях удивительно сходно с поведением гориллы, например в супружеских ссорах, когда ни та, ни другая сторона не уступает своих позиций и не переходит в решительное наступление.
  Дело может закончиться криками, швырянием предметов, стуком кулаком по столу, хлопаньем дверьми, произношением неприятных звуков — всеми способами, помогающими ослабить нервное напряжение.
  Гориллы живут сегодняшним днем и воспринимают жизнь такой как она есть. Привычка к определенной еде у горилл передается из поколения в поколение. В момент возбуждения бьет себя по нижней части груди до 20 раз, может по животу или по бёдрам, по макушке, по подошвам ног, горилла дрыгает ногой и кидает предметы, заканчивает разрядку оглушительным хлопком...
  Идеальное место наблюдения за людьми — это спортивное соревнование на стадионах, когда человек возбужден и не следит за своим поведением. В это время зритель видит очень волнующее его событие, в котором он сам не может участвовать, но отказаться от этого зрелища не хочет.
  Вызванное этим событием напряжение находит разрядку в пении, в хлопанье в ладоши, топанье, вскакивание с места, кидание предметов в воздух, иногда предводители болельщиков направляют поведение соплеменников в какое-то русло; повторяют сходные звуки в нарастающем темпе, доводят разрядку до бурного и синхронного апогея.
  Две функции этих действий заключаются во-первых, в общении, во-вторых в устрашении противника.
  Наиболее эмоциональные, продолжительные и разнообразные демонстрации происходят при появлении чуждой особи  в поле зрения горилл. Уханье, вставание во весь рост, кидание травы или плодов и даже камней... всё это служит для того чтобы привлечь внимание к животному, сделать его заметным.
  Каковы же все эти побудительные причины? Желание внушить страх? Желание сообщить что-то?
  Все эти ситуации — причина возбуждения.
  После «представления» напряжение на время падает и животное ведет себя спокойно до тех пор, пока снова не накопится возбуждение и снова не потребуется разрядка.
  В своих эмоциональных проявления гориллы напоминают человека. Когда они раздосадованы, то хмурятся, в момент неуверенности кусают губы. Если детёнышу гориллы не позволили что-то, он устраивает скандал «закатывается».
  Отношения между членами одной группы весьма близкие они ласковые друг с другом. В брачной жизни придерживаются полигамии, к чему и человек предрасположен и это сходство не удивительное.
  Наиболее интересным археологическим открытием за последние годы, было установление связей между определенными каменными орудиями и австралопитековыми обезьянами Африки /Australopithecinae/.
  В Олдовайском ущелье, в ТАНГАНЬИКЕ доктор А. С. Б. ЛИКИ и его жена обнаружили череп обезьяночеловека и вместе с ним примитивное галечные орудие (чопперы), относящиеся к нижнему  плейстоцену, сделанные 600 000 тыс. лет назад.
  Подобные орудия были найдены в Южной Африке, в отложениях где находились и кости древних обезьянолюдей.
  Два основных типа ископаемых обезьянолюдей известны в Африке, которые несут в себе самые примитивные орудия первобытного человека. Это австралопитек, который весил около 50 фунтов, примерно четырёх футов роста, а парантроп, который весил в два раза больше, был несколько выше. Эти существа ходили на двух ногах, совершенно выпрямившись, умственные способности были выше чем у горилл. Обезьянолюди употребляли свои примитивные орудия чтобы убивать попадавшихся им мелких животных и разрезать их на части.
  Самое замечательное в этих обезьянолюдях, умевших изготовлять орудия, то, что их черепа и черепа человекообразных обезьян во многих отношениях сходны. Объём мозга обезьянолюдей от 450 — 750 см³, т. е. не больше чем у гориллы. Объём мозга не может свидетельствовать об умственных способностях. Ископаемые обезьянолюди систематически употребляли орудия. Это доказывает что их умственные способности значительно были выше чем у горилл, шимпанзе, орангутана.
  Есть у обезьяны какие-то зачатки языка? Нет. Гориллам не доставало членораздельной речи (языка) в подлинном широком значении этого слова. И дело не в анатомическом строении гортани, а в строении мозга.
  Сегодня только путём величайших усилий шимпанзе можно обучит произносить слова шепотом.
  У человекообразных обезьян есть какие-то зачатки абстрактного умозрительного мышления, однако структура нервных связей быстро гаснет в их мозгу.
  Человекообразная обезьяна не упражняет свои голосовые связки ради удовольствия, но эта черта характерна для человека.
  Таким образом, язык символов становится возможным благодаря способности мыслить абстрактными категориями которые присущи только человеку.
  Переход граней между животными и человеком смог осуществиться лишь в недрах наиболее смышленого самого активного вида обезьян, лучше всех других приспособленных к очень трудным условиям жизни.
  Отсюда произошел резкий перелом, решающий поворот к человеку, к изобретению искусственных, хотя ещё самых простых, самых грубых орудий.
  Появился труд в обществе себе подобных а с ним - человек первоначально по внешности не отличавшийся от своих непосредственных предков — обезьян.
  Мозг высших животных всё время усложнялся, всё лучше работал, успешнее усваивал полученную информацию, всё яснее усваивал окружающую действительность.
  «Развитие умственных способностей всё больше и больше освобождало человека от уз биологических предопределенных ответных реакций, от ограничивающего действия производимого ими на его поведение. В процессе эволюции человека выигрывали не те особи, которые наилучшим удачным образом инстинктивно реагировали на условия в какие попали. Лучший шанс преуспеть и оставить после себя потомство был у тех кто мог реагировать на данное положение разумно. Единственное, в чем мы можем быть по настоящему уверены, это в высокой приспособительности ценности интеллекта, как фактора физической и умственной способности человека.
  В процессе очеловечивания, значение инстинктивных импульсов постоянно отмирало и человек утратил почти все свои инстинкты. Из немногих оставшихся, можно назвать автоматическую реакцию на внезапный шум, гул самолетов..., на неожиданно исчезнувшую опору; в остальном у человека нет инстинктов»
   /антрополог  Э. МОТЕГЮ/
  Именно отсутствие инстинктов на определенные ситуации позволило человеку выйти из под жесткого биологического контроля под которым находится большинство животных, позволило самостоятельно управлять своей судьбой.
  Мозг человекообразных обезьян дошел в развитии своих функций до порога интуитивного поведения или чуть выше, но так и не перешел той грани, которая определяет его деятельность от подлинно человеческого.
  Чем же объяснить, что австралопитек, объем мозга которого соответствует объёму мозга гориллы, сделал каменные орудия, был существом, обладавшим культурой в человеческом смысле этого слова, а живущая на  воле горилла, ничем не проявляет казалось бы превосходные возможности своего мозга?
  Имеется подозрение, что прекращение дальнейшего развития гориллы находится в прямой зависимой связи с тем что она вполне легко удовлетворяет все свои потребности в лесу.
  В её владениях, где царит изобилие пищи, нет нужды совершенствовать и развивать различные навыки, например в изобретении орудий либо придаваться умственной деятельности, характерном для эволюции человека.
  У гориллы нет причины для изготовления орудий, ношения их с собой и применения. Лесные продукты - всегда в изобилии, их не надо готовить, достаточно лишь очистить от кожуры и разорвать на кусочки, это можно сделать пальцами, зубами. У горилл отсутствует естественный отбор, диктующий необходимость что-то исследовать, пробовать — новое или уже усовершенствовать известное.
  У них нет нужды в новых добавлениях к обычной пище, например мышах, голубях и другой мясной пище.
  Нужда в орудиях и новых добавлениях к обычной пище возникают там, где условия существования наиболее суровые..., где ценится разум, открывающий способы удовлетворения потребности организма.
  Австралопитек как раз жил в таких условиях; сегодня надо полагать что человек продолжает эволюционировать по тем же причинам.
  Образ жизни горилл, при котором они не знают ни в чём нужды и не встречают трудности неизбежно завел их в полном смысле умственной деятельности в тупик эволюции.
  Всё это не означает, что гориллы, шимпанзе... не могут общаться между собой. Доступные им средства связи вполне достаточны для их простого образа жизни. Они будут как всегда кормиться, отдыхать и спать, жить только настоящим без прошлого и будущего, получать удачи в привольной жизни среди гор, лесов и журчащих родников.
  Жить на природе, которая ещё не нарушена жадным человеком и его многочисленными стадами.
  Природа — это ценная флора и фауна которая дает сохранение и познание горилл как наших ближайших собратьев в мире животных и племенам, проживающим в природе (пигмеев...)
  Если присмотреться к природе внимательнее, становится заметным разрушительное прикосновение руки человека. Население легче держать под контролем в дали от природы, переселив в города. 1920 году происходило расселение африканцев из лесов в города. Лес стал необитаем, но воины между племенами не прекращаются...
  Гориллы обитают в смешанных лесах в разных стадиях роста. Человеческая хитрость побеждает даже самое сильное животное. Сколько звезд на небе, столько обмана таит в себе человек, чтобы управлять человеком необходимо всё о нём знать. Ученые планеты изучают поведение человека его особенности в сообществе, в биологии, в медицине... 
Человек совершенствуется в познании себя.
  Зачем тратить миллионы долларов и долгие годы наблюдать обезьяну или человека на лоне природы?
  «Однако надлежит понимать что в таком обширном разнообразном искусстве, как искусство экспериментов, существует много степеней полезного; иные опыты приносят прямые и ощутимые выгоды, однако доставляют мало удовольствия; иные дают нам понимание сейчас, но применить их можно только в будущем; иные служат лишь украшению и удовлетворению любопытства.
  Если же будут упорствовать в осуждении всех опытов, кроме тех что приносят немедленную выгоду и с помощью коих можно сразу пожинать плоды, то пусть осуждают и провидение ГОСПОДНЕ за то, что он не создал все времена года — временем сбора урожаев плодов земных»
                   /СПРАТ 1722г. АНГЛИЯ/
  Чтобы сделать разумные осмысленные выводы из данных наблюдений за живыми существами в неволе (за животными и человеком...) надо знать их природный образ жизни.
  По группе крови более близок к человеку:         
                             горная горилла,
                             шимпанзе,
                             орангутан,
                             кукундакари,
                             пигмеи, сидящие под деревом.
  Кукундакари — это то же, что и снежный человек, обнаруженный в Гималайских горах в 1959 — 1960 гг.
  Заповедник горных горилл природные места обитания — национальный парк Альберто. Ученые изучают обезьян на природе. Приматы поступают во многие зоологические сады и парки, но больше их провозят в специальные научные лаборатории, станции и питомники, в самые разнообразные медицинские учреждения: США, ЯПОНИЯ, РОССИЯ...
  Использование обезьян в медицинской практике приводит к формированию приматологических медицинских центров, одновременно и к необходимости массового разведения этих животных на специальных станциях и в питомниках.
  Международный симпозиум по биологии и патологии обезьян, был проведен в СССР в Сухумском заповеднике 17 — 22 октября 1966 г.
  КТО Я САТИР ИЛИ ЧЕЛОВЕК?
   «ДУМАЕТСЯ, Я МОГ БЫ ЖИТЬ С ЖИВОТНЫМИ — ОНИ ТОЖЕ СПОКОЙНЫЕ, ПОЛНЫ САМИМИ СОБОЙ. Я СТОЮ И СМОТРЮ НА НИХ, ОНИ НЕ ТРУДЯТСЯ ДО УПАДУ И НЕ ЖАЛУЮТСЯ НА СВОЮ СУДЬБУ. ОНИ НЕ ЛЕЖАТ, БЕССОННЫЕ В НОЧНОЙ ТЕМНОТЕ, И НЕ ОПЛАКИВАЮТ СВОИ ГРЕХИ. ОНИ НЕ НАДОЕДАЮТ МНЕ РАЗГОВОРАМИ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ ПЕРЕД ГОСПОДОМ БОГОМ. НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ СТРАДАЕТ НЕДОВОЛЬСТВОМ, НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ ОДЕРЖИМ МАНИЕЙ СОБСТВЕННИЧЕСТВА.
  НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ ПРИКЛОНЯЕТСЯ ПЕРЕД ДРУГИМ, НИ ПЕРЕД СЕБЕ ПОДОБНЫМИ, ЖИВШИМИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ТОМУ НАЗАД. НИ ОДИН ИЗ НИХ НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ НЕ ГОРДИТСЯ СВОЕЙ РЕСПЕКТАБЕЛЬНОСТЬЮ, НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ГОЛОДНЫМ И НЕСЧАСТНЫМ»
  /УОЛТ УИТМАН ПЕСНЯ О САМОМ СЕБЕ/
  На вопрос -  кто я?
  Более кратко сказал Г. У. КОРНЕР:
  «В КОНЦЕ КОНЦОВ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА, ТО ЕДИНСТВЕННАЯ ИЗ ВСЕХ, КОТОРАЯ ОБСУЖДАЕТ, КАКОЙ ИМЕННО ОБЕЗЬЯНОЙ ОН ЯВЛЯЕТСЯ»

                                                 А.Н. Бакута
                                                  провизор
                                                 31.08.2017  
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий